XO Boats в России

Санкт-Петербург, Nord Star Yachting +7 812 325 55 32
Москва, Nordmarine +7 495 775 1100


26.05.2017

Кто на транце всех милее? Авторитетный журнал MBY тестирует три катера XO 270 с разными моторами

В прошлом году нам повезло заполучить на тест сразу три абсолютно одинаковых финских катера ХО 270, оснащенных разными двигателями. Трио включало дизели Volvo Penta D6 (370 л. с.) и Yanmar 8LV (370 л. с.) с транцевыми колонками, а также бензиновый подвесной мотор Mercury Verado мощностью 300 л. с. — прекрасная подборка для сравнительного анализа.

Сопоставление проводилось по четырем критериям: степень совершенства конструкции, рабочие характеристики, стоимость эксплуатации и практичность. Хотим сразу предупредить читателя: победители в каждой из номинаций преподнесли сюрприз даже нам.

 

Конструкция

Здесь нас ждал первый сюрприз. Подвесной Mercury, несмотря на высокую мощность, оказался настолько тихим, что даже с открытым люком в крыше (дверь в кокпит была затворена) я едва выделял звук двигателя из шума, создаваемого ветром. Вибрация практически отсутствовала, и хотя при открытой двери звук бензинового мотора все же проникал в салон, он не бил по ушам.

Замечу, что подвесник не имеет такой шумоизоляции, как два других претендента в моторном отсеке. Если бы у меня на борту был измеритель усталости, то в случае с Mercury Verado он вряд ли бы что-то зарегистрировал, поэтому такая комбинация (катер–мотор) лучше всего подойдет для длинных переходов на высоких скоростях.

Второе место занял двигатель Volvo Penta; он оказался заметно шумнее подвесника, но все же показал невысокий уровень вибрации и не сильно утомлял на высокой скорости. От V-образного 8-цилиндрового Yanmar я ожидал более тихой и плавной работы по сравнению с рядным 6-цилидровым Volvo Penta, но вышло наоборот. В кокпите при 40 узлах шумомер показал свыше 90 дБ (А), и на корпусе ощутимо проявлялась вибрация.

Собственные гармоники двигателя могут налагаться на гармоники конструкции судна самым непредсказуемым образом: взаимно поглощаться или, наоборот, взаимно усиливать шум и вибрацию. Возможно, в случае Yanmar мы столкнулись как раз со вторым вариантом. Другим объяснением может стать транцевая колонка ZT, которая, допускаю, не так «крепко дружит» с Yanmar 8LV, как Volvo Penta DPH c D6.

Оценка:

MERCURY Verado ♠♠♠♠♠

VOLVO D6 ♠♠♠♠

YANMAR 8LV ♠♠♠

Volvo Дизельный D6-370 с угловой колонкой VS Mercury Подвесной бензиновый Verado 300 л.с. VS Yanmar Дизельный 8LV 370 ZT с угловой колонкой

 

Ходовые характеристики

Самым быстрым мотором оказался Volvo Penta D6, который разогнал ХО 270 до 42,4 узла. На втором месте Yanmar 8LV (40,3 узла), а замыкает тройку Verado с результатом 37,8 узла. Показатели для Yanmar мы взяли из двух прошлых тестов ХО 270 с чистым корпусом, но без рубки: на фотографиях лодка по сравнению с соперниками имела обросший корпус и носовую каюту, добавлявшую вес. Все три двигателя легко набирали максимальные рабочие обороты, поэтому некоторое отставание Yanmar можно объяснить меньшим КПД винтов.

По соотношению мощности и скорости D6 и Verado близки. Чтобы преодолеть планку 40 узлов с подвесником, можно повесить на транец 350-сильный Mercury, но даже с ним лодка не разгонится до 42,5 узла. Получается, что существенно более тяжелый вариант D6 с колонкой все же «обставляет» бензинового конкурента.

Однако оценивать рабочие характеристики исключительно по максимальной скорости неверно. На мой взгляд, ни один из этих моторов не вызовет у вас отторжения, если только речь не идет о гонках. Да, в плане управляемости лодки немного различаются, но эта разница не критична. ХО 270 с Volvo Penta D6 лучше остальных контачит с водой, но даже с самым легким Verado катер обеспечивает прекрасное сцепление с поверхностью.

По спецификации крутящий момент обоих дизелей не сильно различается — 870 Н·м у D6 против 800 Н·м у Yanmar 8LV, однако в реальности разница весьма заметна.

В среднем диапазоне (обороты от 2000 об/мин и выше) D6 показывает замечательную тягу. Мгновенное ускорение на средних оборотах очень важно при движении в неспокойном море с беспорядочной волной, и здесь Volvo с колонкой DuoProp бесспорно лидирует. Кстати, соосные винты противоположного вращения на колонках ZT и DPH нивелируют «паразитный» крутящий момент, имеющий место у подвесных моторов, и для многих катеров, как показывает практика, это важно.

Оценка:

MERCURY Verado ♠♠♠♠

VOLVO D6 ♠♠♠♠♠

YANMAR 8LV ♠♠♠♠

Рядная «шестерка» Volvo Penta оставляет место для купальной платформы

У версии с подвесным мотором более глубокий кокпит

Yanmar 8LV короче и шире, чем D6

 

 

 

 

 

 

 

 

Соображения практичности

В отношении практичности на лодках такой длины выбор между подвесным и стационарным мотором не дает каких-то принципиальных плюсов или минусов.

Места в кокпите в обоих случаях примерно одинаково, разве что распределено оно по-разному. У катеров с подвесниками кокпит обычно чуть глубже, и высокий фальшборт обеспечивает большую безопасность новичкам. В случае стационарного мотора палуба в кокпите выше и ничем не занята, что наверняка понравится любителям водных лыж, вейкборда и прочих водных «игрушек». С таким кокпитом чуть легче сходить с причала и выбираться обратно, да и купальная платформа здесь однозначно лучше.

Однако у версии с подвесным мотором есть много плюсов, с которыми сложно спорить.

Если на борту нет моторного отсека, то ему не грозит затопление и там не возникнет пожар из-за проблем с вентиляцией, а в подпалубном пространстве можно обустроить вместительные рундуки, что актуально для маленьких лодок. Когда требуется серьезный ремонт, подвесник достаточно снять с транца и отправить в сервис. Его можно без особенных затрат заменить на более мощную модель, поскольку вторичный рынок подвесных моторов достаточно развит. Более того, можно даже добавить второй двигатель без глубокого вмешательства в конструкцию.

Колонки Volvo Penta и Yanmar позволяют использовать ограниченный набор винтов, тогда как для подвесников сторонние производители выпускают уйму различных вариантов, и у вас есть возможность подобрать винт, идеально подходящий корпусу и схеме использования вашего судна.

Доступ к двигателю для сервиса — спорный вопрос. Открыть палубный люк на газовых амортизаторах не сложнее, чем снять с подвесника капот. Правда, подвесной мотор можно откинуть и полностью вытащить из воды, уменьшив таким образом обрастание и гальваническую коррозию, да и затраты на замену «умершего» сильфона и сервис «ноги» в этом случае отсутствуют.

Оценка:

MERCURY Verado ♠♠♠♠♠

VOLVO D6 ♠♠♠♠

YANMAR 8LV ♠♠♠♠

Тест показал небольшие различия в рабочих характеристиках, но решающим фактором при выборе мотора станут начальные затраты и стоимость эксплуатации

Эксплуатационные расходы

Тут дело значительно усложняется. В таблице ниже приведены существенные, но ожидаемые различия в стоимости топлива: £ 1,36 на милю для Volvo Penta при крейсерской скорости 30 узлов против £ 3,24 у бензинового Mercury. На катере с Yanmar не было расходомера, но по нашим расчетам указанные значения близки к таковым у Volvo Penta. Двигатель Yanmar 8LV на £ 4560 дешевле D6, но это все равно на £ 12 690 больше, чем цена 300-сильного Mercury Verado.

Какой бы дизельный двигатель вы ни выбрали, он будет «съедать» на топливе вдвое меньше денег, чем бензиновый Mercury, и этот факт серьезно бьет по остальным преимуществам подвесника.

Но предположим, что вы решили сэкономить на начальных вложениях и купили ХО 270 с Mercury Verado, а не со стационарным D6, и в кошельке остались «лишние» £ 17 250. Чтобы «сжечь» их на бензине, вам следует накрутить более 300 моточасов, что составит порядка 9000 миль на крейсерских 30 узлах.

Стоит помнить, что Mercury дает 5-летнюю гарантию на свои моторы, тогда как Yanmar и Volvo — всего год. Таким образом, даже одна-единственная поломка дизеля на третий или четвертый год может свести экономию на солярке к нулю. Да, Volvo Penta предлагает увеличить гарантийный срок, но за это придется доплатить.

Теперь сравним стоимость регулярного сервиса. Для Volvo Penta D6 она составляет £ 980, плюс раз в два года нужно делать ТО транцевой колонки — в сумме получается £ 1600 в год. В худшем случае годовое обслуживание 300-сильного Verado обойдется в £ 1000, но в реальности составит порядка £ 500. А если вместо Mercury взять Evinrude E-Tec второго поколения (G2), то первые пять лет или 500 моточасов вообще не придется тратиться на сервис.

Так кому достанется венок победителя? Если вы скажете мне, как часто будет ломаться ваш двигатель, сколько процентов начисляет ваш банк на вклад в £ 17 250, сколько часов в год вы проводите на воде, какова средняя скорость вашей лодки и сколько будет стоить ваш катер на вторичном рынке, когда вы решите его продать, я назову вам победителя.

Оценка:

MERCURY Verado ♠♠♠♠

VOLVO D6 ♠♠♠♠

YANMAR 8LV ♠♠♠♠

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Уклончивый ответ в последней номинации в принципе отражает общую ситуацию и некоторую неопределенность выводов.

Учитывая плюсы и минусы всех протестированных кандидатов, однозначно выбрать победителя не представляется возможным. Тем не менее наш тест показал, насколько опасными могут оказаться предубеждения. Кто бы мог предположить, что по динамическим характеристикам вперед выйдет тяжелый дизель с колонкой, а в плане конструкции и практичности лидером окажется современный «породистый» подвесник!

Но при всех этих различиях катер XO 270 проявил себя достойно, так что выбор мотора за вами.

Текст: Дэвид Марш

Mercury Verado «отъедает» кусок купальной платформы

Люк над моторным отсеком с Volvo Penta D6 сделан заподлицо с палубой

Катер с Yanmar был без релинга на транце



< All news